СОЮЗЦЕМЕНТ предлагает решить проблему сезонности потребления цемента путем перехода застройщиков на круглогодичное строительство зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Отраслевое объединение предлагает также разработать комплексную систему прогнозирования потребностей строительной индустрии в цементосодержащих материалах на средне- и долгосрочную перспективу на основе данных от Минстроя России и Минтранса России.
В СМИ республики Татарстан сообщалось о перебоях с доставкой цемента конечным потребителям региона. Министерство строительства республики Татарстан сообщило, что «основная проблема – в нарушении сроков доставки по железной дороге», подчеркнув: проблемы с цементом отсутствуют.
НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» подтверждает эту оценку ситуации. В настоящее время производственные мощности российских цементных предприятий значительно превышают спрос, средний уровень загрузки мощностей в Российской Федерации составляет не более 60%. Уровень загрузки цементных заводов связан с низким объемом потребления цемента. Сейчас он растет, что традиционно для старта высокого строительного сезона. Вместе с тем для текущего сезона характерен неравномерный и непредсказуемый рост. По некоторым регионам наблюдаются пиковые всплески с увеличением потребления в июне к июню прошлого года на 30-70% (например, Татарстан, Удмуртия, Самарская область). Мы объясняем такой рост активным возведением жилья, интенсивным поступлением в строительную отрасль финансирования, в том числе государственного.
В текущем году соотношение потребления «зима» – «лето» бьет исторические рекорды. В мае-июне объемы потребления по отношению к зиме возросли многократно (в некоторых регионах - в 10 раз!), хотя обычно рост в регионах с самой высокой сезонностью (речь прежде всего о СФО) составляет 2,5-3 раза. Сезонность потребления является значимой проблемой для цементной отрасли, накладывает отпечаток как на график производства и ремонтов, так и на функционирование мощностей. При этом в мае вводятся сезонные ограничения проезда для большегрузных машин, в том числе цементовозов. Региональные власти нередко пренебрегают необходимой процедурой обследования дороги, вводя запрет необоснованно. В результате весной из-за логистических ограничений те строительные компании, которые и готовы были бы сделать запас цемента, не всегда могут это сделать.
Решить проблему с сезонным потреблением позволит возвращение к круглогодичному строительству, которое было характерно для времен Советского Союза. Дело в том, что выбор периода, когда вести строительство, зависит от желания строителей и поступления финансирования, если речь идет о государственных стройках. И на данный момент нет никаких технологических препятствий для круглогодичного строительства. Напротив, со времен СССР технологии ушли далеко вперед - разработаны необходимые добавки в бетоны, которые позволяют полноценно возводить различные объекты при любых отрицательных температурах. Применение соответствующих технологий в зимнее время приводит к некоторому удорожанию строительства и требует четкого соблюдения технологии. Однако в Союзе производителей цемента убеждены, что польза от равномерной загрузки инфраструктуры и рабочей силы как для самих застройщиков, так и для производителей стройматериалов и экономики страны в целом должна стимулировать к преодолению этих трудностей и сложившихся стереотипов о сложностях строительства осенью, зимой и весной.
Необходимо подчеркнуть, что рыночная ситуация, характеризующаяся резким взлетом спроса, сложилась стихийно. Ранее НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» неоднократно обращалось в Минстрой России с просьбой сформировать прогноз потребления по регионам и федеральным округам с перспективой на 3, 5 и 7 лет, однако соответствующая информация в отрасль не поступила. В настоящее время обоснованных прогнозов потребления на государственном уровне нет и они не могут быть сформированы, так как отсутствует согласованная методология расчета потребности экономики страны в цементе. Несмотря на это, компании-члены НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» готовы в необходимом объеме обеспечить растущий спрос качественным цементом.
Если говорить о «госплане», под которым условно понимать комплексную систему прогнозирования потребностей экономики, он был бы крайне полезен для цементной отрасли.
Цементная индустрия – капиталоемкая и энергоемкая, крупнотоннажная, технология изготовления цемента сложна и требует контроля качества на каждом этапе для обеспечения необходимых стабильных характеристик готового продукта. Поддерживать в рабочем состоянии дополнительные мощности без перспектив их загрузки экономически неэффективно. Наращивать объем производимой продукции можно только постепенно, реализуя дорогостоящие ремонтные и инвестиционные программы. Чтобы цементная промышленность могла заранее подготовиться к производству цемента в необходимых объемах, нужны обоснованные прогнозы потребления цемента на срок 3, 5 и 7 лет по регионам страны. Эти показатели будут иметь определяющее значение при формировании планов по строительству и модернизации, увеличению и выбытию цементных мощностей в России.
НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» предлагает разработать комплексную систему прогнозирования потребностей строительной индустрии в цементосодержащих материалах на средне- и долгосрочную перспективу на основе данных от Минстроя России и Минтранса России. В ней необходимо учесть планы по объемам жилищного строительства (многоквартирные дома и индивидуальное жилищное домостроение) в рамках комплексной программы строительства на ближайшие 5-3-7 лет по субъектам Российской Федерации по годам и пятилетние планы по объемам строительства коммерческой недвижимости, промышленных и инфраструктурных объектов, объектов социально-культурной сферы. Также основной для системы прогнозирования должны служить пятилетние планы по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения.
Отметим, что высокий сезон – также время роста объемов фальсифицированного цемента, не отвечающего стандартам качества. Использование такого строительного материала может привести к нарушению целостности конструкций и последующему их обрушению. Потребителям необходимо быть внимательными и приобретать только продукцию известных производителей, в том числе тщательно контролируя вес мешка и указанную на упаковке информацию.
Резкий рост потребления цемента в отдельных регионах совпал с началом интенсивного пассажирского движения (период отпусков) и стартом летних путевых работ на железнодорожной инфраструктуре. Это усилило текущие проблемы с доставкой грузов ЖД-транспортом. Для решения вопросов с доставкой цемента потребителям НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» и компании-члены Союза активно взаимодействуют с Минпромторгом России, Минтрансом России и АО «РЖД».