1. Производитель не уверен в качестве своей продукции. Либо заранее знает, что по потребительским свойствам товар уступает товару конкурентов.
2. Низкий уровень или отсутствие клиентского сервиса и технической поддержки.
3. Проблемы с доставкой и гарантией доставки в нужное место в нужное время.
4. Низкая квалификация коммерческих специалистов и, вообще, менеджмента компании.
5. Коррупция.
Нередко слышны следующие аргументы: мы снижаем цены, потому что у нас сохраняется рентабельность и при низких ценах, а у конкурентов неэффективное производство, высокая себестоимость и, если они тоже снизят цены, то обанкротятся. Красивая история, которая не имеет ничего общего с реальностью.
Причем маловероятный сценарий банкротства является наихудшим для других участников отрасли. С одной стороны, банкротство – это списание значительной части обязательств, и банкрот может оказаться в более выгодных рыночных условиях в сравнении с теми, кто продолжает обслуживать долги. С другой стороны, в процессе банкротства в компанию могут прийти новые лица, которые имеют возможность в личных интересах проводить еще более агрессивную ценовую политику. Банкротство – это стресс не только для собственников объекта банкротства, но и для всей отрасли: рынки лихорадит, снижается инвестиционная привлекательность и т. д.
Топ-менеджеры, обладающие стратегическим мышлением, понимают, что сохранение статус-кво в условиях турбулентного рынка – важнейшая стратегическая задача для всех участников. И защита внутреннего рынка от внешних набегов бизнес-ордынцев – задача всех участников, а не только тех, чьи территории подверглись вероломному нападению.
Худой мир лучше доброй ссоры.