17.09.2025
Заместитель председателя общественного совета ФАС России, председатель рабочей группы по биржевой торговле НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», заместитель главного редактора журнала «Конкурентное право» Валерий Александрович Бодренков:
- 9 сентября 2025 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект совместного приказа Федеральной антимонопольной службы и Минпромторга России «Об утверждении величины объема продаваемых на бирже отдельных типов и классов прочности цемента и требований к биржевым торгам». С учетом того, что активная работа над документом продолжается, цементная отрасль может уже в ближайшее время столкнуться с фактическим принуждением к биржевой торговле. Это приведет к негативным последствиям для всего строительного комплекса – слишком велики системные риски, связанные с форсированным выводом цемента на биржу.
Прежде всего, необходимо отметить отсутствие реального спроса на цементную продукцию, выставленную на торги. Основные потребители цемента – производители железобетонных изделий, бетона и компании-подрядчики – традиционно работают по долгосрочным контрактам, предусматривающим фиксированные цены и условия поставок. Они не заинтересованы в приобретении цемента на бирже, что ставит под сомнение саму возможность создания ликвидного рынка. Иными словами, не будет выполнено обязательное условие для формирования репрезентативного биржевого индикатора.
Из-за отсутствия интереса со стороны реальных потребителей более активными станут биржевые посредники (перекупщики). Вероятное следствие этого – перераспределение маржи от производителей к посредникам и увеличение конечной цены для строительных компаний.
Свою роль сыграют и такие факторы, как непредсказуемость ценовой динамики, высокая волатильность цен. Сезонный характер спроса на цемент в сочетании с логистическими ограничениями (включая пропускную способность РЖД) неизбежно приведет к резким скачкам спотовых цен на бирже в периоды пиковой нагрузки. Это сделает невозможным долгосрочное планирование себестоимости строительства, особенно в рамках государственных контрактов, в которых цены рассчитываются на основе индекса-дефлятора Минэкономразвития.
Не предполагает биржевая торговля и механизмов отсрочки платежа – деньги должны быть перечислены продавцу по факту заключения сделки. Это противоречит устоявшейся отраслевой практике, при которой производители ЖБИ, бетона и компании-подрядчики оплачивают отгруженный цемент позднее. Если представители строительной отрасли будут лишены такой возможности, финансовая нагрузка на них вырастет. В условиях высокой ключевой ставки и снижения спроса на жилую недвижимость это негативно скажется на деятельности многих предприятий.
Необходимо сказать и об угрозах для исполнения государственных контрактов. Их заключение через биржевой механизм не предусмотрено – федеральные законы № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предполагают иной алгоритм работы. Тем не менее, нельзя исключать ситуации, когда генеральные и обычные подрядчики по каким-либо причинам будут вынуждены приобретать цемент на бирже. В этих случаях из-за высокой волатильности цен, отсутствия отсрочек платежей и логистических ограничений сроки выполнения государственных заказов могут быть сорваны. Кроме того, более высоким станет риск банкротства подрядчиков, работающих в условиях жестко фиксированных бюджетов.
Из-за отсутствия интереса со стороны реальных потребителей более активными станут биржевые посредники (перекупщики). Вероятное следствие этого – перераспределение маржи от производителей к посредникам и увеличение конечной цены для строительных компаний.
Свою роль сыграют и такие факторы, как непредсказуемость ценовой динамики, высокая волатильность цен. Сезонный характер спроса на цемент в сочетании с логистическими ограничениями (включая пропускную способность РЖД) неизбежно приведет к резким скачкам спотовых цен на бирже в периоды пиковой нагрузки. Это сделает невозможным долгосрочное планирование себестоимости строительства, особенно в рамках государственных контрактов, в которых цены рассчитываются на основе индекса-дефлятора Минэкономразвития.
Не предполагает биржевая торговля и механизмов отсрочки платежа – деньги должны быть перечислены продавцу по факту заключения сделки. Это противоречит устоявшейся отраслевой практике, при которой производители ЖБИ, бетона и компании-подрядчики оплачивают отгруженный цемент позднее. Если представители строительной отрасли будут лишены такой возможности, финансовая нагрузка на них вырастет. В условиях высокой ключевой ставки и снижения спроса на жилую недвижимость это негативно скажется на деятельности многих предприятий.
Необходимо сказать и об угрозах для исполнения государственных контрактов. Их заключение через биржевой механизм не предусмотрено – федеральные законы № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предполагают иной алгоритм работы. Тем не менее, нельзя исключать ситуации, когда генеральные и обычные подрядчики по каким-либо причинам будут вынуждены приобретать цемент на бирже. В этих случаях из-за высокой волатильности цен, отсутствия отсрочек платежей и логистических ограничений сроки выполнения государственных заказов могут быть сорваны. Кроме того, более высоким станет риск банкротства подрядчиков, работающих в условиях жестко фиксированных бюджетов.
Источник: пресс-служба НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».
Фото: "Российская газета".
При использовании материалов и фото ссылка на источник обязательна.
-
Адрес
Россия, 115230, город Москва, Каширское ш, д. 3 к. 2, стр. 12, этаж 3 ком./офис 10/12-303
- Почта info@soyuzcem.ru
- Телефон +7 499 397 70 05
- Пресс-служба pr@soyuzcem.ru