Бетон вместо асфальта — технология будущего
Сегодня интерес к строительству цементобетонных дорог пробуждается и в областях республики. Постепенно к массовой укладке бетонок, закупке современных бетоноукладочных комплексов подключаются региональные подведомственные Минстройархитектуры Республики Беларусь организации, дорожно-строительные предприятия, а также бизнес.
Одной из областей, которая наращивает темпы строительства бетонных дорог, стала Могилевская. По оценке экспертов, перспективность укладки цементобетонного основания на дорогах Могилевщины обуславливается прежде всего тем, что на территории региона находятся два цементных завода — в Костюковичах и Кричеве, которые, к сожалению, на протяжении последних лет имеют проблемы со сбытом выпускаемой продукции. Импульсом для возрождения утерянных технологий в регионе стала инициатива руководителя крупнейшей частной генподрядной организации «Прометей» Анатолия Федоровича. Год назад в Чаусах было создано дочернее предприятие ЧУПП «Прометей» — «БАРС-ИНВЕСТ», специализирующейся на укладке бетонных дорог. В июле текущего года компанией был приобретен высокотехнологичный американский бетоноукладчик GUNTERT & ZIMMERMAN S600, способный за смену укладывать до 1000 м бетонного полотна (толщина укладки машины варьируется от 5 до 45 см, а ширина одной полосы — от 4 до 9 м). Также для этих целей компания закупила итальянскую мобильную бетоносмесительную установку, производительностью 90 м3/ч, приобретена вся необходимая дорожная техника. В результате уже в августе в области были уложены первые километры современной бетонной дороги.

Опробовать новинку в деле уже довелось на нескольких объектах: подъезд к возводимому животноводческому комплексу СДП «Авангард», что в агрогородке Княжицы Могилевской области, благоустройство придомовой территории строящегося жилого дома в Чаусах, а также подъезды к домам индивидуальной жилой застройки по улицам Тимирязева и Первомайская в Черикове.

Как рассказал генеральный директор ЧПУП «БАРС-ИНВЕСТ» Николай Кравцов, тема строительства бетонных дорог в Беларуси не нова. Еще в 1970—1980-е годы в Беларуси было построено несколько тысяч километров бетонки. Одна из таких магистралей связывает сегодня Могилев с Чаусами еще с 1986 года и служит ярким примером всех преимуществ цементобетонного покрытия.

— Бетонки перестали строить еще в 1990-е годы. Технология укладки цементобетонного полотна не из простых. Здесь необходимо учитывать многие нюансы, нужна специальная техника, поэтому в Беларуси и ушли от этой практики. Да и в стране тогда не было цемента. Сегодня, после модернизации трех цементных заводов, мощности цементной отрасли позволяют укладывать бетонные дороги по всей республике, — объясняет Николай Дмитриевич.

По словам начальника дорожного ремонтно-строительного предприятия «ДРСУ-215» (Чериков) Максима Болохонова, одним из главных преимуществ бетонных дорог является тот факт, что они в несколько раз долговечнее асфальтобетонных. Главное, чтобы соблюдались все правила технологии строительства дорог.

— Для нас это первый опыт укладки подобных дорог. Подъезды к домам индивидуальной жилой застройки по улице Тимирязева и Первомайской мы планировали организовать еще 4 года назад. Тогда предполагалось сделать здесь асфальтобетонное покрытие. Однако работы на данных объектах приостановили из-за отсутствия финансирования. В этом году, когда средства были выделены, мы, оценив все плюсы бетонки, пересогласовали проект. Порядка 1,1 км полотна вдоль улицы Первомайской, а это примерно 3 тыс. т бетона, мы уложили всего за 5 дней. Если бы мы делали асфальтобетонную дорогу, то за такой короткий период, конечно же, не справились бы. Производительность нашей техники не такая высокая, как у данного бетоноукладчика, — поделился опытом Максим Николаевич. — Тяжелые погодные условия (дождь, снег, перепады температур) — главные враги асфальта. Бетон в этом плане более стойкий материал. По этой причине на бетонном дорожном полотне меньше трещин, выбоин, ям. А безопасность дорожного движения, пожалуй, — главный фактор. Остается только вопрос, что решить с асфальтными заводами, ведь вся дорожная инфраструктура Беларуси «заточена» под строительство и ремонт асфальтобетонных дорог.
По словам Николая Кравцова, налицо и экономический эффект, который становится очевиден в процессе эксплуатации бетонных дорог. Не секрет, что единовременные затраты на устройство бетонного покрытия больше. Так, общая стоимость устройства 1000 кв. м покрытия из асфальтобетона толщиной 10 см составляет порядка 240 млн рублей, в цементобетонном исполнении аналогичная дорога обойдется несколько дороже — 260 млн рублей. Хотя 1 куб. м бетонной смеси дешевле асфальтовой. Дело в том, что в бетонном покрытии большая часть расходов приходится на устройство деформационных швов. Однако следует учитывать гарантийные сроки эксплуатации: для дорог из цемента — 25 лет, для асфальтобетонных — 10. Но, как правило, дороги с асфальтобетонным покрытием не выдерживают расчетного срока, и их капремонт начинается гораздо раньше. Частая смена температурного режима приводит к образованию колейности, особенно это ощутимо в летний период.


- В бетонную массу сегодня включаются специальные добавки для подвижности, морозостойкости и т. д., поэтому данное покрытие хорошо распределяет напряжение от приложенной нагрузки в любое время года, его прочность и деформативные характеристики не зависят от температуры и влажности, — подчеркнул Николай Кравцов. — За бетонными дорогами будущее — это однозначно. Но нам еще предстоит провести совместную работу с проектантами. Ведь сейчас, на мой взгляд, нет смысла, закладывать для дорог 5-й категории основание как на автобане. А в населенных пунктах нет такой нагрузки на полотно, как в городе. Надо подходить ко всему по-хозяйски.

Алексей Базылев, начальник лаборатории «БАРС-ИНВЕСТ»:

— Объемы строительства бетонных дорог будут нарастать, ведь это реальная экономия средств на межремонтных сроках. Также не стоит забывать, что в основе производства асфальта — нефтепродукты. Нефть постоянно растет в цене, что влечет за собой и увеличение стоимости производства асфальта. Если предположить, что через несколько десятков лет бетонное полотно повредится, то в перспективе разрушившийся слой можно перевести в основание, а сверху положить небольшой слой свежего бетона. И снова дорога прослужит лет 30. Кроме того, старый бетон после переработки подлежит повторному использованию и является хорошим строительным материалом для оснований будущих дорог.

Игорь Кравцов, главный инженер «БАРС-ИНВЕСТ»:

— Беларусь — центр Европы, транзитная страна. Европа уже давно пошла по пути строительства бетонных дорог. Построив бетонку, мы забудем про колейность, выбоины, температурные режимы на многие годы. К сожалению, пока объектов у нас не много, но тот факт, что за бетонными дорогами будущее, думаю, уже никто не оспорит.
30.10.2015

Источник: Минстройархитекртуры Республики Беларусь (www.mas.by)

Автор: Татьяна Савич
Республиканская строительная газета № 40 (637)
Фото Максим КУРАШ