Противодействие распространению контрафактной продукции
На российском цементном рынке продолжает оставаться актуальной проблема контрафактной и некачественной продукции, которая весьма ощутимо отражается на строительной отрасли. В сферу интересов фальсификаторов входит продукция известных фирм, которая зарекомендовала себя на рынке и пользуется спросом. В проблеме контрафактной продукции необходимо отметить социальную и экономическую составляющие. С одной стороны, использование контрафактных стройматериалов несет потенциальную опасность для здоровья и жизни людей, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. С другой стороны, от этого страдают финансовые интересы и деловая репутация производителей.

Вопрос борьбы с некачественной продукцией вынесен в Российской Федерации на государственный уровень - создана и успешно функционирует Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Основная задача Комиссии - координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, а также мониторинг и оценка ситуации в этой сфере. В рамках деятельности Государственной комиссии подготовлена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № 2592-р.

Немаловажная роль в вопросах противодействия незаконному обороту промышленной продукции отведена международному сотрудничеству. В связи с созданием Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) любые решения государств – членов ЕАЭС должны реализовываться в условиях единого экономического пространства. С учетом отсутствия границ внутри ЕАЭС и свободного движения товаров каждый участник ЕАЭС является гарантом защиты общего рынка.

По примеру Государственной комиссии аналогичные структуры действуют в Республике Армения, Республике Белоруссия и Республике Казахстан. Подписаны совместные заявления о взаимодействии в этой сфере с Республикой Армения и Республикой Белоруссия. На заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в Казани подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия производству и распространению контрафактной продукции.

Противодействие незаконному использованию товарных знаков и другим проявлениям недобросовестной конкуренции остается одним из приоритетных направлений деятельности предприятий цементной промышленности. СОЮЗЦЕМЕНТ участвует в нормотворческой деятельности, направленной на усиление мер государственного контроля и надзора в области борьбы с контрафактом. Помимо этого, производители цемента повышают количество степеней защиты, наносимой на упаковку тарированной продукции

Доля выявленных нарушений, по которым проверки удалось довести до привлечения нарушителей к административной и/или уголовной ответственности, составляет порядка 30%.

Помимо практической работы по выявлению и пресечению упомянутых нарушений и просветительской деятельности «Союзцемент» на площадках РСПП, ТПП РФ, Деловой России, ФГУП «НИИСУ», НП «Антиконтрафакт» формирует общественную повестку и предложения по повышению эффективности противодействия контрафактной и фальсифицированной продукции. Приоритетными задачами является принятие Технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и конструкций, внесение изменений в административное и уголовное законодательство РФ в части ужесточения наказания за нарушения и совершенствования правоприменительной практики.

Одним из результатов стало принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» № 530-ФЗ от 31.12.2014г., согласно которому в ст. 180 УК РФ была уменьшена сумма крупного ущерба с 1,5 млн. руб. до 250 тыс. руб. и увеличены штрафные санкции, введена статья 171.1 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ. Ранее за подобные деяния уголовная ответственность не предусматривалась.

Кроме того, удалось добиться ужесточения ответственности в форме увеличения административных штрафов за совершение административных правонарушений, предусмотренных по ст. 14.7, 14.10 и 15.12 КоАП РФ.